Мое педагогическое кредо: смыслы, ценности, приоритеты
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
Конфуций
Год за годом правительство Москвы выделяет немало средств на развитие профессионального образования: благоустраиваются учебные корпуса, идет процесс переоборудования аудиторий и учебных мастерских отечественной и зарубежной техникой, растет число кабинетов, оснащенных интерактивными досками, увеличивается заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения… Одним словом, создаются все условия для творческой, плодотворной работы.
Каким должен быть педагог, чтобы соответствовать современным требованиям?
Постарался проанализировать свою педагогическую деятельность и ответить на вопрос: к чему я должен стремиться по отношению к обучающимся, к себе, к работе?
1. Прежде всего, быть доброжелательным. Уметь слушать и слышать мнения других. Моя цель – помочь обучающимся в их развитии, в формировании у них хороших человеческих качеств, таких как: честность, порядочность, трудолюбие и т.д. в процессе преподавания. Эту задачу считаю главной.
Убедился, что плохих, неспособных детей нет. Если есть «трудный» ребенок, то постараюсь найти с ним корень его проблем и помочь ему самому находить пути их решения.
Считаю, что ребенок не сосуд, заполняемый знаниями. Его нужно научить, как эти знания добывать. Убежден, что высшая форма образования – самообразование, а воспитания – самовоспитание. Если сумел довести это до ребят, если пробудил у них живой интерес к критическому мышлению, если они умеют отличить нужную информацию от ненужной и смогут полученные знания применить на практике, можно считать, что моя минимальная педагогическая цель достигнута.
Чтобы справедливо оценить знания обучающихся, разработал сайт-тестировщик (https://mahkamov.ru/online-test/), где каждый зарегистрирован-ный может пройти тестирование по изученному разделу даже дома и узнать оценку.
2. Преподавание и воспитание единый процесс, где преподаватель и носитель знаний, и пример для подражания. Это – в идеале, но я к нему стремлюсь.
Основу педагогики вижу в старой притче, где мудрец, прежде чем внушить ребёнку мысль о вреде мёда, сам сорок дней не притрагивался к мёду. Потому и заслужил право давать совет ребёнку.
Чтобы чувствовать себя достаточно сильным и уверенным, стараюсь: быть в курсе новостей не только своей предметной области, но и науки в целом; предотвратить возникновение проблем, чем потом самоотверженно решать их; поддерживать себя в хорошей физической форме — веду здоровый образ жизни.
3. Стремлюсь быть трудоспособным и организованным, чтобы на всё хватало времени. Прихожу на работу пораньше, с хорошим рабочим настроем. Испытываю ответственность за работу нашего дружного коллектива, а не только за свою. Не боюсь ошибиться в поисках нового, лучшего. Стараюсь заниматься самообразованием всегда.
Счастлив, что у меня, педагога по призванию и инженера по диплому, есть возможность вносить свой маленький вклад в развитие московского образования, не на словах, а на деле участвовать в воспитании подрастающего поколения, которому предстоит жить, творить на благо любимого мною города – столицы необъятной России.
Махкамов Низом Фаёзович, преподаватель.