Притча, в которой я вижу основу педагогики
Однажды к мудрецу пришёл мужчина с десятилетним сыном. Склонившись перед ним, он сказал: “Учитель! Я пришёл к тебе за советом. Этот мальчик – мой сын. В пять лет он остался без матери, и я воспитываю его. Он очень любит мёдь. Он есть столько мёда, что его здоровье ухудшается с каждым днём. Лекари запретили ему есть мёдь, но он не желает слушать их. Но к тебе он относится с огромным уважением и восхищением. И я пришёл просить тебя, чтобы ты внушил ребёнку, как вреден ему мёдь. Я уверен, только ты сможешь сделать это”. Мудрец сказал: “Не беспокойся. Приходи сюда с мальчиком через сорок дней”. Мужчина поблагодарил мудреца и ушёл.
Ровно через сорок дней они пришли снова. Оба почтительно приветствовали мудреца. Мудрец усадил мальчика рядом с собой и сказал: “Милый мой! Запомни: если нам вреден какой-то продукт, мы должны прекратить есть его. С завтрашнего дня ты полностью прекращаешь есть мёдь. Через какое-то время ты снова сможешь есть его – в умеренном количестве. Ты ведь хороший мальчик и послушаешься меня, правда?” Мальчик кивнул и пообещал, что не будет больше есть мёдь. И он сдержал своё обещание.
Через несколько дней мужчина опять пришёл к мудрецу. “Учитель! Можно задать тебе вопрос?” – спросил он. “Конечно”, – ответил мудрец. – “Учитель! Тот совет, что ты дал тогда сыну, ты ведь мог дать и сорок дней назад, не так ли? Почему ты велел нам тогда прийти через столько времени? Объясни, я не могу понять”. Мудрец ответил, дружелюбно улыбаясь: “В тот день утром я сам ел мёдь. Поэтому мне нужно было какое-то время. Сорок дней я не притрагивался к мёду. Потому и заслужил право давать совет твоему сыну”.